Истина безмолвна.
Здравствуйте! Учусь на первом курсе в тех.институте.
Мучают меня эти четыре примера. Метод вроде освоила. Но у меня к знающим дневничанам несколько вопросов, прошу помочь с пониманием.
1. Как определить в ОВ-реакции характер среды? Без индикаторов, по формуле.
2. Где узнать заряд атома? Вот известно, что у кислорода заряд "2-". А откуда это берется? Заглядываю в таблицу растворимости, где есть заряды катионов и анионов, но там не все элементы, того же кислорода там нет.
3. Как уравнять эти реакции методом полуреакций? В первом примере для расчета я брала SO2 и получившийся SO4 - прибавляла воду, Au с зарядом 3+ и получившееся Au с зарядом 0 - эл. баланс.
Во втором примере брала Sn с зарядом 0 и получившийся Sn с зарядом 2+, NO3(-) и получившийся N2 - прибавляла водород.
В третьем примере брала серу(2-) и нейтральный ее атом, SO4(2-) и S(0) - и тут загвоздка - если применяю водород(8шт), он остается "лишним" в левой части, и никакие попытки отправить его к сере или кислоте не приводят к успеху, а если использую воду, то в правой - вообще лишний гидроксид-ион..
В четвертом примере в конечном уравнении остались лишних 6 водородов. Я брала MnO4 и MnO2 - использовала водород, SO3 и SO4 - использовала воду.
Приходится подбирать водород, воду и гидроксогруппу, потому что не знаю характера среды.
UPD: простите, четвертый пример как попало написала, исправила
Спасите, пожалуйста! В четверг последний срок.
Мучают меня эти четыре примера. Метод вроде освоила. Но у меня к знающим дневничанам несколько вопросов, прошу помочь с пониманием.
1. Как определить в ОВ-реакции характер среды? Без индикаторов, по формуле.
2. Где узнать заряд атома? Вот известно, что у кислорода заряд "2-". А откуда это берется? Заглядываю в таблицу растворимости, где есть заряды катионов и анионов, но там не все элементы, того же кислорода там нет.
3. Как уравнять эти реакции методом полуреакций? В первом примере для расчета я брала SO2 и получившийся SO4 - прибавляла воду, Au с зарядом 3+ и получившееся Au с зарядом 0 - эл. баланс.
Во втором примере брала Sn с зарядом 0 и получившийся Sn с зарядом 2+, NO3(-) и получившийся N2 - прибавляла водород.
В третьем примере брала серу(2-) и нейтральный ее атом, SO4(2-) и S(0) - и тут загвоздка - если применяю водород(8шт), он остается "лишним" в левой части, и никакие попытки отправить его к сере или кислоте не приводят к успеху, а если использую воду, то в правой - вообще лишний гидроксид-ион..
В четвертом примере в конечном уравнении остались лишних 6 водородов. Я брала MnO4 и MnO2 - использовала водород, SO3 и SO4 - использовала воду.
Приходится подбирать водород, воду и гидроксогруппу, потому что не знаю характера среды.
UPD: простите, четвертый пример как попало написала, исправила
Спасите, пожалуйста! В четверг последний срок.
по продуктам р-ции
2. Где узнать заряд атома?
таблица Менделеева. по номеру группы.
Заглядываю в таблицу растворимости, таблица растворимости показывает растворимость разл.соед-й, а не заряд.
3. Как уравнять эти реакции методом полуреакций?
правило:
1) Если среда щелочная, то на каждый недостающий атом Н2 добав-ем 2 гидроксид группы. В другую сторону вырав-ем по Н2О
2) Если среда кислая, то не достающую сторону О2 добавляем Н2О, а другую сторону выр-ем Н2
В четвертом примере в конечном уравнении остались лишних 6 водородов. Я брала MnO4 и MnO2 - использовала водород, SO3 и SO4 - использовала воду.
р-ция не дописана до конца
окислитель есть, а где восст-ль? вода в реагентах, вода в продуктах - эво как) исправляй.
шибко не всматривался в р-ции, уже поздно. завтра еще посмотрю...а вы исправьте.
Там вам все написали. Есть кислота - среда кислая, есть щелочь - щелочная, нет ни той, ни другой - нейтральная.
2. Где узнать заряд атома? Вот известно, что у кислорода заряд "2-". А откуда это берется? Заглядываю в таблицу растворимости, где есть заряды катионов и анионов, но там не все элементы, того же кислорода там нет.
Я, например, юзаю для быстрого определения таблицу Менделеева Д.И. В некоторых изданиях указывают и степени окисления, и электронную формулу... Это из разряда "официальных шпор".
Зачастую придется уравнивать реакции с разномастными оксидами-кислотами-щелочами. Анионы наиболее часто встречающихся в такого рода заданиях кислот стоит запомнить. Металл в оксиде вычисляется по количеству кислорода, в гидроксиде - по количеству гидроксилов, в соли - по заряду (и количеству) аниона.
3.
По поводу четвертого примера... А как вы из солей воду выжали, если не секрет? В исходных реагентах есть вода. в продуктах реакции - тоже вода, но в 2 раза больше. Упс... Алхимия? Да, и водород при уравнивании использовать нельзя - нет у вас кислоты там, нет. И вообще продукты реакции вызывают некоторые (сильные) сомнения. На мой вкус там чего-то не хватает. Сильно так не хватает...
По поводу третьего примера:
Пересчитайте. Вроде все получается
По поводу второго примера:
а по какому, собсно, праву вы там водород прибавляете? Среда-то у вас - щелочная, потому и прибавлять в можете либо водичку, либо OH.
По первому примеру возражений не имею.
nike92_92 я имела в виду таблицу такого типа
таблица Менделеева. по номеру группы. а как узнать - плюс или минус?
Навия Есть кислота - среда кислая, есть щелочь - щелочная, нет ни той, ни другой - нейтральная. во! очень доходчиво, мы так и предполагали с одногруппницей. В первом примере по водороду не уравнялось и по хлору..
Спасибо вам! Вечером по вашим указаниям еще попытаюсь.
Очень ценно умение объяснять доступно такие вещи, жаль, не все преподаватели им наделены.
по идеи по электроотрицательности элемента.
кто более ЭО-телен, тот и будет иметь заряд минус.
обычно эл-ты с зарядом "-" стоят правее в ф-ле , н-р, H2SO4, кислород имеет заряд "-". Как определить заряд серы? очень просто. сумма зарядов в -ве должна быть равно 0, сл-но, т.к. в бол-ве случаев О2 и Н2 имеют один и тот же заряд(за исключением перекисей и гидридов), по ним и производится расчет. 4*(-2) +2*1 = заряд серы.
либо интуитивно...
В первом примере по водороду не уравнялось и по хлору..
а как Вы уравнивали?
поясню метод полуреакций на примере:
SO2 +2H2O = SO4(2-) +4H(+) ....... -2e
заряд 0 ............. заряд +2
Au(+3) = Au(0) .............+3e
т.к. среда кислая, уравниваем кол-во О2 в недостающей части водой, в другую часть прибавляем недостающие протоны водорода. считаем общий заряд, н-р левой части. там нейтральные молекулы, поэтому общий заряд 0. в правой - SO4(2-) +4H(+), т.е (2-) и еще от водорода (4+) =>> общий заряд(+2). сере нужно отдать 2е.
золото явл-ся окислителем - принимает 3е.
составляем эл.баланс(т.е. находим общий знаменатель итд итп, думаю, тут понятно. да?). потом складываем получившиеся у-я c расставлением коэффициентов:
3SO2 +6H2O+2Au(+3)=3SO4(2-) +12H(+) + 2Au(0)
переносим коэф-ты в у-е, и будет Вам счастье=)
я думаю, дело не в этом. преподам главное провести занятие, выдать материал, а вот понял или не понял студент - это далеко не в его компетенции.Препод раз объянит, два, потом туоп забьёт) ну не объяснять же ему всю пару). Тем более более 60% студентов даже не пытается это понять, лишь бы отсидеть пару. Все слышали фразу лектора в конце пары:" Вопросы?". О, да) каждый задаст не менее 5 вопросов=)) как только увидели последний слайд, сразу все валят) какие могут быть вопросы после муторной лекции?!)
Простите, откуда у вас 18 водородов? Откуда еще 6 лишних взялись? И откуда у вас взялся, если на то пошло, лишний хлор?
Как уравнивала я (заряд - в скобках):
SO2(0)+2H2O(0)-2e=SO4(2-)+4H(+) | 3 - восстановитель, окисляется
Au(3+)+3e=Au(0) | 2 - окислитель, восстанавливается
откуда:
3SO2+6H2O+2AuCl3==3H2SO4+2Au+6HCl
В чем ваша ошибка: 12 - это не количество образовавшейся соляной кислоты, это количество водорода, получившегося в результате ОВР. И соединятся этот водород может как с новообразовавшимся сульфат-ионом (сульфат-иона 3, водородов он "заберет" 6), так и со старым добрым хлорид-ионом, который ни в кого не мутировал (так как хлорида золота у нас 2 молекулы. то хлорид-ионов у нас 6, и. соответственно, они заберут также 6 ионов водорода). Отсюда мы видим, что ионов водорода у нас должно быть таки 12 - ровно столько. сколько получилось. Откуда вы взяли еще 6 хлорид-ионов и зачем вам еще 6 водородов - сего я не ведаю
вот мне еще помогла эта
Пожалуйста! Обращайтесь)
ну, пока еще с наступающим=)
Уравнивать можно методом полуреакций, например. Можно еще тупо методом подбора коэффициентов, если реакция не очень сложная (в сложных так доподбираетесь, что как звать забудете